Примерный механизм невротизации
⠀
Хорошо понимать, что всё, чего пытаются добиться маленькие дети - почувствовать себя в безопасности. Это главное, что им нужно.
⠀
Если потребности маленького ребенка регулярно фрустрированы, если поведение родителей непредсказуемо или непоследовательно, если он видит, что взрослые не справляются со своими собственными эмоциями или с его проявлениями, он чувствует себя не в безопасности.
⠀
И вынужден искать способы, которые помогут ему выжить и хоть как-то взять ситуацию под контроль, даже если этот контроль иллюзорный.
⠀
Эти способы становятся основой его отношений и миром и основной для тех моделей его поведения, которые будут включаться по умолчанию.
⠀
Во взрослом возрасте зачастую становится понятно, что эти реакции часто не адекватны текущей ситуации, что в конечном счёте они не помогают удовлетворению потребностей. Но как их нарушить? Непонятно. Человек переживает бессилие это изменить.
⠀
Чтобы справиться со слишком интенсивными переживаниями в детстве, человек использовал диссоциацию - отсоединение от собственных переживаний. Чтобы не чувствовать того, что невыносимо. Он спас себя обесчувствливанием.
⠀
Тактически это помогло ему не разрушиться в моменте. Но стратегически это привело к тому, что он не прожил завершение ситуации. Потому что его там уже не было.
⠀
Какой-то частью себя он продолжил функционировать, но уже не был в диалоге с миром, чтобы ситуацию реально завершить, и не был в контакте со своим телом и чувствами, чтобы прожить это завершение и сделать его частью своей истории.
⠀
С точки зрения нейронауки, мозг не осуществил переброску ситуации в долговременную память, не сделал её частью нашей истории. Она всегда висит в кратковременной памяти, которая отвечает за "сейчас" - эта ситуация всегда с нами, и вместо реакции на реальные события, мы реагируем на неё.
⠀
Саша Безроднова